Воскресенье, 19.05.2024, 04:04Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Походы » Альбом

Южский дневник
или
пешеходный поход I категории сложности по Южскому району Ивановской области.

Маршрут: Талицы - оз. Большая Горава – оз. Кщара – оз. Налша – оз. Рассохи – оз. Западное – Клестово - оз. Ламна – оз. Рябо - Палех
6-10 мая 2012 года

День первый
В 8:25 выехали из Иванова. Ожидаем приехать в Талицы в половину первого. В 10:20 были в Палехе, куда нам надо будет прийти через 5 дней. В 11:00 сидим в Юже, ожидаем автобуса, на который нам надо пересесть. Отсюда до Талиц ехать еще час. Солнце стоит высоко. На небе небольшие облака. Все это говорит о том, что день будет теплым и, возможно, без дождя.
По разбитой, в ямах, дороге, наконец, добираемся до Талиц. Быстро освобождаем автобус. За поселком, через 15 минут ходьбы, увидев на краю дороги уже готовое для отдыха (столик и скамейки) место, решили устроить привал и перекус.
14-10 - отправились в путь. Нам были видны страшные картины сгоревшего леса. Потом пробирались по дороге, залитой талой вешней водой. Здесь нам помогали палки, которые некоторые участники похода заготовили еще, будучи на привале. На переходах через обширные вырубки нас «достаёт» палящее солнце. По краям дороги, на месте сгоревшего леса, заметно выделяются белые стволы березок, со свежей молодой листвой. Мы идём, не замедляя темпа. Так пересекли один из участков леса.
16-30. На нашем пути встало обширное болото, обойти которое было уж слишком проблематично. Надеваем бахилы и, придерживаясь колеи старой дороги проходившей раньше через болото, переходим его. Снова переобуваемся и идём дальше по лесной дороге сквозь сосновый лес.
Примерно через час по заболоченному берегу выходим на высокий восточный берег озера Моховатое. Место там было подготовлено для отдыхающих: мостки, стол, костровище. А что еще нужно для того, чтобы забыть городские проблемы и уединиться с природой? Вода в озере была теплой, и разгоряченная группа просила купаться, но до нашего места ночлега оставалось еще километра три. Небо затягивалось тучами, предвещая нам плохое дождливое «завтра» и скрывая вечернее солнце. Время 18-20.
За полчаса доходим до озера Большая Горава и мы «дома» - в сосновой роще на северном берегу озера. Тут также оборудована стоянка: столик, скамейки, костровище. С дровами проблем нет…
21-00. Ужин готов. Все поели. Запаслись дровами назавтра. Некоторые умудрились искупаться, рыбу половить, хлеб пожарить на костре. Так нами был проведен вечер после 17-тикилометрового перехода.
23-00. Все уже залезли в спальники. Последний замер температуры: 9 градусов тепла.

День второй
«Подъем» - раздался голос руководителя, и все начали, не торопясь, вылезать из спальников, палаток, вступая на сырую землю – ночью была гроза. Дождь продолжался и утром. И сейчас, небо затянуто тучами, и кажется, что скоро нас снова накроет дождь.
Дежурный уже на месте - он встал раньше остальных. Поев, сворачиваем бивак. 10-30. Перед нами 25-30 километров ходу. Так что в путь.
Через 40 минут подходим к легендарному карстовому озеру Светленькое. Вода в нём питьевая и когда-то была кристально чистая. Но время берет своё – вода в озере уже имеет привкус тины.
3-4 километра пути, и нашему взору открываются воды озера Кщара. Это самое большое озеро из тех, что мы встретим за эти пять дней. Люди здесь отдыхают часто. Жаль, что Кщара, это лишь одна из точек нашего маршрута – здесь мы не останемся, проходим мимо, устроив только небольшой привал.
Мы идем на западный берег Кщары, обходя небольшой полуостров. Снова устраиваем привал. Отсюда вид еще более впечатляющий. Виден остров, поросший соснами, но на котором обитают, разве что, птицы. До острова, с одной из точек берега, 7 метров. И эти 7 метров – небольшой пролив, через который мы, будь у нас побольше времени, переправились бы, чтобы исследовать этот «необитаемый» остров… Но мы вынуждены идти вперед - к озеру Налша.
Путь лежал по песчаной дороге. Вокруг нее была вода, из которой торчали обгоревшие деревья. Их черные обугленные стволы, словно просили помощи. Шли долго – лесами, вырубками, с верой в то, что оно (озеро и обед на нём) где-то рядом. Наконец, когда у некоторых начали уже опускаться руки, из-за бугра, показалась гладь озера Налша.
15-30. Погода стала меняться. Палящее солнце, высасывающее из нас воду, скрылось за грозовыми тучами, которые пугали нас своими раскатами. Приготовили обед. Начали собираться, и тут полил дождь. Был он достаточно сильным, но коротким – минут 20. Далее он нас больше не тревожил. Шлось спокойно, по хорошей дороге. Следующий привал был только через час - около озера Глубокое.

По тропе, заваленной деревьями, подходим к озеру Тоньки. Тут, по плану, мы хотели устроить ночевку, но присутствие здесь отдыхающих на машинах, изменило наше решение. К тому же речка, вытекающая из озера, сильно разлилась и переправа через неё стала невозможна. «Что делать?» - возник у нас вопрос.
Полчаса сидим на привале. Решение было принято. Делаем «крюк». Возвращаемся на дорогу, по ней выходим на мост через протоку, расположенный примерно в километре от истока.
Пройдя еще несколько километров, занялись поисками места для ночлега. Все места стоянок на озерах Тоньки и Бельское заняты отдыхающими на машинах. Наконец, в 21-30, остановились на восточном берегу озера Рассохи. Ужин пришлось готовить уже в темноте, при свете костра, фонарей и вспышек молний. Дождь, к счастью, был редким и недолгим. Поужинав, все разошлись по палаткам.

День третий
Утро. Семь часов. Подъем. Намоченные ночным дождём, дрова долго не разгораются…
Наевшись геркулесовой каши, собираемся и выдвигаемся в путь.
Возвращаемся на дорогу, с которой вчера свернули на Рассохи. Идем сквозь лес до «узкоколейки» - старой, заброшенной, разобранной и разбитой в песок. Она прямая, как стрела, путь по ней просматривается на километры вперед.
Пройдя так минут сорок, сворачиваем с нее, и через лес идем до озера Западного – самого доступного для отдыхающих на машинах. Продолжаем путь по тропе, чтобы выйти на узкоколейку, с которой полчаса назад свернули, но тут ЧП. Один из участников потерял нож. Хороший нож. Пришлось ему возвращаться на место последнего привала - к берегу озера Западное. Потеряли достаточно много времени. «Ну, наконец-то», - кричали возвратившемуся «растеряше». Вроде бы все – больших несчастий не должно было бы случиться, но выйдя на узкоколейку и пройдя по ней минут 5, оказались перед речкой Серзуха, размывшей дорожную насыпь. Наваленные по берегам деревья затрудняли подход к завалу в реке, по которому можно было переправиться. Оказаться на другом берегу стоило времени. По этому случаю решаем устроить обед. От места ночевки прошли всего 6-7 километров. А уже случились три события, убивших наше время: потеря снаряжения, переправа, обед. Все это понимали. Прийти засветло на озеро Ламенское стало для нас уже практически недостижимой целью. Имеющие опыт походов участники завели споры о том, во сколько мы придём.
Времени уже в обрез, надо выходить. Прямая насыпь бывшей «узкоколейки» вела нас вперед, но на этот раз уже без приключений. Через 8 километров свернули с неё на просеку, на север, и сделали привал, ввиду малого количества времени, короткий. Ведь если придем поздно, то ставить лагерь, искать дрова, их рубить, готовить, придется в темноте, что крайне неудобно. Таким образом, вышло, что время стало для нас некоторой валютой. В городах люди пользуются рублями, долларами, евро. А мы, оказавшись вне цивилизации, платим минутами и часами…
Жаль только, что не все это понимают, и потому темпа ходьбы не повышают.
Уже никем не считанные километры, до озера Ламна, проходились нами без привалов. Путь наш, с самого утра, составил около 30-ти километров. Сбитые ноги, усталость объединяли нас в этот вечер. Пришли на место пол-одиннадцатого. Вот оно – озеро Ламенское. Ламна – озеро известное и доступное. С дровами здесь проблема. Пришлось идти вглубь леса, переправляясь в одном месте через ручей, прыгая по камням. Три сушины – этого должно хватить. Вернулись с ними на плечах в лагерь. Как и в прошлый вечер, всё пришлось делать при свете фонарей.
Так закончился третий – самый сложный, как нам тогда казалось, день. Все устали и потому заснули быстро. Завтра решили сделать полуднёвку - встать попозже, не торопясь приготовить завтрак, а уж потом и выйти.

День четвертый
Подъем, как и задумывалось, прозвучал позже – в 9:50. В час планируем выйти. Все отходили от вчерашних тридцати километров, старались заняться собой и только потом завтраком. И снова, мы тратим эту валюту – время. Наш график рушится. Выходим в половину четвертого, что на два часа позже задуманного...
Нам надо было обойти с севера озеро Ламенское, так чтобы оказаться на противоположном берегу в бывшем селе Большая Ламна. Наш путь, в самом его начале, был прегражден разлившимся ручьём. Переходим его по бобровой плотине чуть ниже по течению. Небольшой привал и, со словами «дорога ждет нас, господа», отправляемся далее.
Когда-то, давным-давно, озеро Ламна было просто огромнейшим, но со временем его северная часть стала зарастать. На поверхности воды образовались «сплавины» - слой торфа, на котором выросла трава, кустарники и даже невысокие деревья. Так образовалось болото, по которому нам пришлось идти. Почва гуляла под каждым нашим шагом. Под нами было минимум семь метров воды. В разрывах сплавины часто заметна открытая вода. Одну из таких «трещин» преодолеваем по бревну. Но уже вскоре выходим на старую дамбу и вместе с ощущением твердой земли под ногами, пришло спокойствие за собственную жизнь. Взяли курс на село…
Заросшие фундаменты, развалины церкви и разрушенные конструкции фермы - вот все, что осталось от села Большая Ламна. Идем на запад от села к «узкоколейке», которая была где-то там, впереди, в лесу. Через полчаса выходим на неё.
Тут нас накрыл дождь, а до места ночлега оставалось еще километров 10. Дождь поливал нас холодной водой. Настроение – на нуле. Но подбадривала мысль о том, что завтра будем в Палехе, и всё, все наши трудности закончатся. И потому мы шли и шли.
«Это закончилось!» - промелькнуло у всех в голове, когда лес вокруг дороги расступился, и справа показалось озеро Рябо. Дождь продолжал поливать нас, и мы не знали что делать – или ставить палатки, или, уже каким-то чудом, развести костер. Даже уже срубили пару сушин. Но дождь приутих, и мы стали быстро ставить палатки. Быстро скинув с себя все мокрое, залезли в палатки. Сухая одежда и перекус вместо ужина согрели нас. Усталость стала потихоньку отступать. Трудности сегодняшнего дня остались воспоминаниями и казались уже не такими тяжкими. В палатках всё чаще раздавались шутки и смех. На такой веселой нотке и заснули. Завтра в 6 - подъем.

День пятый
В 6 встать не удалось – был дождь, поэтому «подъем», прозвучал лишь в 7:20. Напилили и накололи, заготовленные еще с вечера, сушины. Разожгли костер, приготовили завтрак.
Костер стал в это холодное сырое утро вторым источником тепла после спальника. На нём просушили одежду и обувь.
Сборы. Перед нами оставалось ещё семнадцать километров пути. И эти последние километры у кого-то отбирали силы, а кому-то придавали их.
Вода залила все тропы, но никто не замечал эту сырость, которая сопровождала нас и в лесу и в поле.
Через два часа пришли в бывшую деревню Киселёво, откуда по хорошей грейдерной дороге дошли до деревни Смертино. Рядом с деревней выстроена новая деревянная церковь.
 Повернули сразу за ней, сойдя с дороги. Переправились через небольшую речушку. И сделали привал в поле. Это было необходимо, потому что один из участников, ослушавшись, перешёл реку не по бревну как все, а по веткам, наваленным поперек реки, где и набрал полные ботинки воды.
После привала отыскали в ближнем лесу тропу в северо-западном направлении, что выведет нас в Палех. Это был последний лес на нашем пути. Дальше нас снова ждали «городские будни, в душной маршрутке». Наш поход подходил к концу. Столько озер и всего за пять дней! Столько приключений! Столько возможностей проверить самого себя…
На нас надвигается шум одной из лесопилок, работающих на окраине Палеха. Для кого-то это - радость, ведь впереди цивилизация, а кто-то многое бы отдал, чтобы не уходить отсюда, ведь здесь совершенно другие ценности, другая жизнь. Но что делать!? Возвращение домой неизбежно.
Люди в Палехе встречали нас по-разному. Кто-то пытался узнать, откуда мы и куда путь держим? Остальные не замечали нас. Они просто не понимали людей, которые ходят в Лес. Не за грибами, не за ягодами, а просто в Лес. Все эти мысли приходили в голову уже на остановке, где ждешь свой автобус, который увезёт обратно в Иваново, в городскую суету. Вернёт к повседневным проблемам…
В Палехе. Участники похода: Р.Ребров, М.Бреннер, П.Мухин, И.Кравале, С.Ибряев, И.Климашов.
Фото: А.Попович

Автор дневника: Илья Кравале

Категория: Альбом | Добавил: MOLOT[ok] (29.05.2012)