Воскресенье, 05.05.2024, 23:48Главная | Регистрация | Вход

У вас есть спортивный разряд?

Главная » Статьи » Краеведение » Альбом

Нерль-2012
Нерльский дневник
или
Экспедиция по Нерли Клязьминской
Протяженность: 157 км
Сроки проведения: 5-14 июля 2012 года

День первый
10 часов утра. Наша команда из 11 человек дружно погрузила все необходимое снаряжение в автобус и уже уселась сама. Сегодня 5 июля. Солнечная погода радовала. Наконец, автобус тронулся и когда вид на серые «коробки» сменился зеленью лесов и полей, почти на всех нахлынул сон.
Наш тихий сон прервал резкий разворот автобуса – мы проехали поворот на Ильинское, где должны посетить музей.
Еще 10 минут езды и на месте. Мы с еще сонными лицами, вышла из душного автобуса на улицу тихого поселка. В краеведческом музее встретили нас довольно мило. Показали различные предметы старины: от мечей, щитов и кольчуг до старых печатных машинок, радиоприемников, телефонов. Здесь также рассказали нам о некоторых местных героях войны. Приятные слова прощания экскурсовода проводили нас обратно в автобус, и мы отправились далее – в Ростов.
Маленький, построенный полукругом на берегу озера Неро, Ростов примечателен тем, что сохранил в себе все те добрые качества русской старины. Чем Ростов еще примечателен туристу? Так это тем, что здесь выпускается самая качественная тушенка, а как мы знаем именно тушенка любимый продукт каждого туриста. Озеро Неро показывается нам грандиозно величавым, а его противоположный берег, прикрытый голубой дымкой, едва различим.
Но, время, как известно, не ждет, и потому вынуждены покидать Ростов все в том же автобусе, к которому уже привыкли.
Теперь уже не спал никто – ждали появления Нерли. Руководитель искал дорогу на картах и направлял водителя. Наконец, проехав деревню Старово, автобус остановился перед мостом, перекинутым через небольшую речушку. Это Нерль. Время - уже 3 часа. Потому, поторапливаясь, оперативно разгрузили автобус. Перекусили и приступили к сборке байдарок.
Недалеко от моста местные устроили купальное место, с небольшим пляжем. Именно его мы использовало для спуска байдарок на воду.
20:30. Байдарки на воде и уже загружены.
Около часа мы плыли заросшей водорослями, извилистой рекой, пока не проплыли за железнодорожный мост. Там нашли хороший удобный для разгрузки-погрузки берег. Причалили. Пока ставили палатки, несколько человек свалили сушину…
Костер горел, освещая надвинувшуюся на нас темноту, а ужин потихоньку расходился по нашим желудкам. Насытившись, многие ушли спать, лишь некоторые остались перед костром закрывать первый день похода. Под тихие разговоры меж собой, не заметили как часы дали начало новому дню, и уже показывали час ночи. Как бы ни было тепло здесь – перед пламенем костра – надо было отправляться спать.

День второй
Утро. Дежурный еще готовит завтрак, а все остальные, уже собирают бивак. Наконец, прозвучало: «Тарелки». Быстро завтракаем, загружаем байдарки и мы уже готовы снова грести.
Чем хороша байдарка? Так это тем, что привалы на ней не требуются. Просто выводишь весла из воды, и отдаешься течению реки. Лишь иногда делаем купальные привалы – жарко.

Вот так, почти вот, без привалов, мы плыли до места нашего перекуса. Сделали его на одном из редковстречающихся пляжике. Два бутерброда, 3 конфеты и вода дали понять желудкам, что о них еще заботятся.
Снова плывем дальше. Нам надо найти Конь-камень. Он находится в лесу недалеко от деревни Канюково. Канюково – это Ярославская область, а лес на другом, левом берегу Нерли, находится уже в Ивановской области. Проплыв мимо деревни, плывем ещё минут 20 и высаживаемся под высоким берегом речной излучины.
Четыре человека остались следить за нашим «транспортом», а семеро отправились искать по легенде вышеуказанный камень, ставший сегодня историческим памятником. Так же мы нашли еще одно сокровище дикого леса – чернику. Чем глубже мы уходили, тем больше ягод мы встречаем. Мы шли и ловили их руками прямо на ходу.
Итак, яма диаметром полтора – два метра найдена. Ее глубина около полуметра. На дне ее, накренившись, лежит плоский камень. По местным преданиям на этом камне есть изображение всадника и под ним был зарыт то-ли монголо-татарами, то-ли разбойниками клад. Этот клад многие пытались откопать. В результате этих «раскопок» камень накренился и сполз в яму.
Памятное место мы тщательно сфотографировали и сделали отметку GPS-навигатором.
Вернулись к реке примерно через час. Решаем, что останемся здесь до завтра, потому что времени уже 8 часов. Место на берегу хорошее - уже готовое костровище, рядом сосновый бор с сушинами, находится на возвышенности, а значит, обдувается от комаров.
Уже привычные операции завершились ужином у потрескивающего костра. Еще пара кружек чая и все отправились спать. Сегодня у костра никто не засиживался. Приходит понимание того, что хорошим отдыхом служит лишь сон.

День третий
6 часов утра - «прозвенел» подъем для дежурного. В течение часа был приготовлен завтрак.
В 10:20 последняя байдарка отчалила от берега, и нас слова понесли величественные воды Нерли. Поутру день, казалось, будет «хмурым», но позже сквозь кроны сосен до нас начали доходить теплые многообещающие солнечные лучи.
Этот день, по планам должен был быть сложным – 40 километров не мало, особенно для начинающих водников. Причем, плыть надо под палящим солнцем, которое особенно печёт правое плечо. Нерль здесь, уже не такая заросшая и потому плывется как-то приятней. Но встречаются отмели и байдарки иногда вставали на мель.
В два часа дня начали искать хороший бережок для обеда. Но хороших мест не было. Руководитель сказал, что плыть надо дальше, но группа просила искупаться, на что получила «добро». Двадцать минут охлаждения в приятных водах Нерли, а потом еще полчаса на продолжение поисков места пообедать и вот мы уже стоим на суше в сосновом бору, а костер весело разогревает наши котлы. Дежурный и несколько добровольцев занялись приготовлением супа, а остальные – кто купался, кто ягоды собирал, а кто просто отдыхал.
Пообедав, выплыли дальше. Плыли достаточно легко, почти не уставая. Река делала немаленькие петли, даже иногда казалось, что плывем назад. Уже под вечер многие начали прятаться от солнца в полотенца. Сегодня суббота. И по дороге встречались иногда пляжи, заполненные местными жильцами.
Часа через три, руководитель причалил у одного из берегов, что значило: пошел оценивать место для ночевки. Было решено: остановимся здесь. Разгружали тут байдарки по одной, так как подход к берегу был узким.
Завтра дневка. Поэтому после ужина можно было сидеть у костра сколько угодно. Так, в предвкушении завтрашнего отдыха, закончился третий день нашего похода.

День четвертый
Дневка. Сегодня подъем звучал лишь для дежурных, остальные вставали, когда хотели. Последний человек выбрался из палатки к утреннему деликатесу – салату. Чем хороша дневка, так это тем, что время тут почти не ограниченно, и потому можно приготовить такие блюда, которые турист может назвать экзотикой.
Завтрак, который был сделан в полвторого, уже съеден. После него некоторые пошли купаться. Так же проверили байдарки и, где нужно, подклеили их. Кто-то пробовал ловить рыбу. «Молодые» туристы недалеко нашли полянку земляники и черники. Они их собрали, принесли в лагерь. Было принято сделать что-то подобное варенью: ягоды были насыпаны, в обрезанную полуторалитровую бутылку, а затем залиты двумя банками сгущенки и подавлены. Это сладкое, даже иногда кажущееся слишком приторным блюдо, оставили на ужин.
Руководитель и его заместитель ушли смотреть плотину, которая располагалась от нас в зоне слышимости. После их возвращения, был организован отряд, который ушел в ближайшую деревню за питьевой водой. В это время, в лагере приступили готовить на ужин плов – еще одно блюдо дневки из разряда деликатесы.
После полутора часов похода за водой, группа вернулась. Тут же прозвучало слово: «тарелки» и долгожданный ужин стал расходиться по нашим тарелкам. Ужин этот был больше похож на пир для туриста. Сначала – на первое – был собственно плов. А позже пошли разные вкусности: ананасы в собственном соку, халва – ее, конечно, было мало, но, однако, в лесу, вдали от города вкусить маленький кусочек этой сладости – это маленькая радость каждого туриста. Ну а на последнее – самое вкусное. Варенье, которое мы сделали сегодня днем, было больше похоже на йогурт. Он ходил по кругу наших рук. Это было божественно вкусно. Каждый боялся обронить даже каплю чудесного яства. Пытались растягивать этот вкус на языке, ожидая пока вкусишь еще одной ложки.
Да, это было восхитительно. Вот, наверное, ради таких сладостных моментов стоит уходить в леса на несколько дней. Если уйти в крайность, в городе такого блюда не приготовишь. Здесь все наисвежайшее, только что собранное. А если и приготовишь, то не ощутишь всего вкуса. После стольких трудностей, что были с нами уже три дня, ложечка, всего лишь ложечка этого йогурта, словно радуга после сильнейшей грозы. Но все это остается лишь одним из многих наших воспоминаний, которое больше никому не передашь во всех его красках. Это просто надо ощутить самому.
Время идет. Пир остался лишь послевкусием на языке. После такой трапезы открыли купальный вечер. Почему купаться стали вечером? Так это потому, что солнце больше не так сильно палит. Одевшись и просушившись, прибрали свой лагерь. После устроили небольшие посиделки, в которых участвовали: блок-флейта, кошка-свисток и два варгана.
После таких посиделок было решено отправиться спать. Солнце почти уже ушло, и комары совсем обнаглели, поэтому палатка была бы лучшим спасением от них. Ко всему этому – завтра ранний подъем, а именно для дежурного он - в 6:00.

День пятый
Утро достаточно приятное: небо открытое и поэтому солнце беспрепятственно достигает поверхности земли и испаряет капельки росы на траве. Позавтракав, начинаем сборы.
В 10:30 отплыли. Чувствуется, как вчерашний отдых помог мышцам расслабиться. Впереди 30 километров по планам руководителя, а еще несколько преград. Минут через десять мы подплыли к первой из них. Это была та самая плотина, которую вчера ходили смотреть наши руководители. Проходится достаточно просто. Оба «матроса» вылезают в воду и просто держась за нос или шпангоуты байдарки, проводят ее через все ступени плотины. Но, однако, плотина убила 20 минут нашего времени.
Часа через два мы проплываем запланированное место для дневки, до которого просто не успели добраться. Оценивая его с байдарок, выводим общее решение: «Вчерашнюю дневку провели в более приятном месте, чем это».
Часом позже была ложная тревога по поводу повреждения днища одной из наших байдарок. После этого события начали искать обеденное место. Сегодня мы могли устроить обед где угодно, потому что дрова мы везем с места ночевки. В 16:20, проплыв перекат, оказались в устье реки Ухтомы – притока Нерли. Тут мы нашли неплохой песчаный пляж, и решили устроить обед. В этом месте был лишь один минус – высокая продуваемость, что пагубно влияло на пламя нашего костра.
После обеда, проплыв чуть меньше километра, оказались в Мирславле. Тут докупили хлеба и еще некоторой провизии. Сходили на древнерусское городище, которое сейчас находится в центре села, рядом с церковью. От него сейчас остался только малозаметный оплывший вал. Все это заняло около полутора часов. За плечами у нас сегодня уже 22 километра, что весьма неплохо.
Еще небольшой отрезочек пути и вот перед нами старая разрушенная плотина ГЭС. Ее сваи слишком часто торчали из воды. Пути не было. Пришлось делать обнос по весьма неудобному берегу. Тут мы убили еще полтора часа и, покинув в полдесятого эту страшную трудоемкую плотину, отправились на поиски ночлега.
Около часа гребли и вот мы уже нашли место переночевать. Но оно оказалось не слишком удобным. До леса 50-100 метров, берег достаточно крутой, что создает сложности при заносе байдарок. Так же, как видно, место это постоянно посещают группы молодых людей из разных городов. Именно они вынесли из лесу самые хорошие и близрасположенные сушины. Здесь хорошая беседка, но она вся исписана различными надписями, что наводило ужас на некоторых участников нашего похода.
Когда начали ставить бивак, на лес уже опустилась темнота. Ужинали в свете фонарей. На этот ужин мы открыли «легендарную» ростовскую тушенку. Так же обнаружили, что мобильные телефоны наконец-то ловят своих операторов.
Пятый день закончился. Только засыпать сегодня было жутковато.

День шестой
Как по плану дежурный уже у костра. Некоторые люди из тех, кто постарше, встали вместе с ним, чтобы помочь с завтраком и подклеить свои байдарки. Руководитель ушел в Мирславль за оставленными одним из участников кроссовками. Чуть позже, когда встали уже все, начали собирать бивак и заготавливать дрова.
В 11:30. Солнце уже высоко и достаточно сильно греет. Небо лишь слегка прикрыто облаками. Плыли совершенно без приключений. И поэтому уже в два часа дня остановились, как и вчера на одном из островков посреди реки. Тут вскользь прошли грозовая туча, слегка окропив нас своими редкими, но крупными каплями. Наевшись, накупавшись и просто отдохнувши, мы отправились далее.
Та грозовая туча, о которой указано чуть выше, привела за собой еще одну – пострашней. Пока мы тихо гребли, рассуждали о том, обойдет нас или же нет. Однако через послеобеденных часа два нас накрыло сильным, но коротковременным дождем. Раскаты грома били над самой головой, оглушая нас. Сырые, но довольные мы все так же плыли. Когда реку с двух сторон обступили леса, начали задумываться о месте ночевки, потому что карта, что была у руководителя, давала нам лишь этот вариант места ночевки, но однако было еще рано вставать на бивак. Результат сегодняшних усилий - это всего 15 километров. Виной тому расширение реки и падение скорости течения.
Решение принято. Байдарки уже разгружены и лежат - сушатся на берегу. Притащили пару сушин, но однако костер, который уже кипятил котелки, развели из дров, что везли на байдарках. Завтра дневка, но место, на котором стоим, не очень хорошее. Место малопродуваемое и на нас сразу же налетели тучи комаров. Они заставили нас быстрей кушать и загнали палатки.

День седьмой
Дневка. Поздний подъем: для дежурного в 9 часов, для остальных на полтора часа позже. Во время завтрака было объявлено, что на 8 день, то-бишь завтра, подъем намечается на 4 часа утра, что бы уже в 8 часов отплыть.
Уже чувствуется конец похода, так как все наше плавание перевалило за половину. Уже 7 день. Впереди еще два полных дня плавания, а потом еще 7 километров и мы в Суздале. А там нас встретит автобус, что вёз нас в этот поход. А там приедем домой и все – жизнь снова превратится в серые банальные будни.
После завтрака собрались и пошли купаться. В метрах трехстах от нас - хороший песчаный пляж, который уже обжит местными жителями. Вдоволь накупавшись, вернулись в лагерь. Многие разошлись по палаткам, что бы по максимуму отдохнуть на дневке. Примерно через час дежурный занялся приготовлением блюда дня – блинов. А в это время руководитель занялся съемкой видеодневника.
Часа через два, когда все проснулись и встали на ноги, когда блины были уже готовы, прозвучало «тарелки». После вкусного обеда ушли снова купаться. Вчера нас заели комары, Что немного заставило отчаяться по поводу места дневки. Однако день выходит жарким и «кровососы» нас не достают.
Вернувшись в лагерь, замруководителя с небольшой группой «подчиненных» отправили в деревню за питьевой водой. В это время начали готовить плов. Их поход продлился полтора часа. За это время был приготовлен ужин. После него, зная, что завтра рано вставать, «прозвенел» отбой.

День восьмой
Четыре часа утра. Дежурный и пара волонтёров начали готовить завтрак. Через полчаса подъем прозвучал для всех. Начались сборы. Уже все палатки были собраны, а часть вещей была готова к погрузке, и только тогда завтрак был готов.
В 8:30 мы отплыли, и в Петрово-городище уже были в 12:50. Осмотр вала городища занял час. При том, что мы докупили в здешнем магазине свежего хлеба и мороженного. Вид с вершины городища на излучину реки был прекрасен. Вид открывался, примерно, на десять километров. Леса, холмы вдали были прикрыты некой синевой. Этим можно любоваться вечно! Завидую местным жителям, ведь они тут живут, а мы вынуждены отправиться далее.
Не проплыв и километра, преградой нам встала плотина. На дорогу, по которой мы должны были проносить наши байдарки и груз, за несколько часов до нас упало дерево. Казалось, что это остановит нас примерно на час, но однако 20 минут работы пилы, и путь наш снова свободен. Байдарки загружены. В добрый путь!
Совсем выплыв из Петровского, нашли пологий бережок, покрытый галькой, и из-за недостатка времени решили сделать перекус. Полчаса и мы снова в байдарках.
Еще после 5-ти километров пути нашли хорошее место на опушке, где остались на ночевку. А часа через два рядом с нами встали еще одна группа байдарочников. Бескорыстность туристов видно сразу: мы поделились с ними своими медикаментами. А они угостили нас вкусными подарками. Так же они одолжили нам на вечер гитару. Свою мы брать не решились, будучи еще дома.
Так весело, под гитару, незаметно накатили сумерки, а часы уже дали начало новому дню, а значит уже пора спать.
День девятый
Поход все ближе к концу и постоянно ранние подъемы начинали сказываться. Чувствовался каждый час недосыпа. Помнится, как в самые первые дни похода мы вставали очень быстро, а сейчас словно уже не хватало сил встать. Все это из-за того, что медленно плывем, ведь на каждое место ночевки могли бы приходить намного раньше и ложиться так, что бы высыпаться.
Завтрак был уже съеден, байдарки погружены. И только мы стали отплывать, как наши соседи сыграли прощальную песню. Это выглядело прекрасно. И находит лишь одна мысль: «В мире много хороших и интересных людей, но судьба предоставляет лишь одну встречу с ними»
Проплыв 8-10 километров извилистой рекой, мы начали искать место для обеда. Чуть позже в разгар дня за нас взялся сильный встречный ветер. Хорошие берега, так и не встречались. После 16 километров еще издали увидели, что-то песчаное. Подплыв поближе, руководитель сказал, что будто за километр отсюда, Ирмес впадает в Нерль, там и сделаем, возможно, обед.
Уставшие сопротивляться ветру мы все же доплыли до этого притока. Хоть и ветер мешал приготовлению обеда, мы были умней его. И наградой наших стараний стала тарелка горячего куриного супа.
Пообедав, мы начали очень быстро собираться – хороший берег, на котором мы стояли, был местом водопоя для местного стада. Именно оно сюда сейчас и шло. Мы успели очистить для них берег, сойдя в воду, где тут же за нас взялся все тот же ветер, который теперь нагонял на нас волны высотой 15-20 см.
Проплыв 7 километров, встретив по дороге ЛЭП и автомобильный мост, встали на ночевку. До леса, как и на месте, на котором были несколько дней назад, было метров 100, ходить так далеко не хотелось, потому встали рядом с рекой в поле. Из леса принесена была лишь сушина. Небо потихоньку затягивалось. Во время приготовления ужина уже начало моросить понемногу. Но уже через час он начал лить намного сильней, что сломало наши планы посидеть у костра в последний день похода, проводить последнюю ночь на Нерли.

День десятый
Утро холодное, сырое, а солнце дразнило нас своим присутствием, но лишь где-то за верхушками соснового бора. Вещи, подмоченные вчерашним дождем, сушили прямо на себе, что не давало согреться. Плотненький завтрак улегся в желудках, а солнце, выйдя, наконец, из-за крон деревьев, начало согревать нас. Совсем разогретые и сытые начали сборы.
Выплыли в половине десятого. Так начались последние 7 километров по извилистой реке, предоставившей нам сегодня даже одно препятствие – сваи разрушенного моста у села Красное.
Вывернув из очередного поворота, показался мост и рядом белокаменная церковь. Это Кидекша. Здесь мы разбираем байдарки, которые кажутся словно родными. Сейчас 10:30, а в два часа за нами должен приехать автобус. «Сушимся», ждем.
Солнце стоит высоко уже, байдарки высушены, сложены, а вместе с ними и вещи. Успели даже перекусить.
Практически точно в два автобус подъехал к нам. Мы «очищаем» место, которое заняли, и которое, как оказалось, является местным пляжем. Чуть позже заняли свои места в автобусе. Пересчитавшись, отправились в путь.
Минут через десять мы вышли осмотреть храм, выстроенный в 12 веке. В те времена этот храм был роскошью этих мест – единственным каменным строением на всю округу. После осмотра, мы вернулись в автобус и отправились в Суздаль.
В Суздале мы вышли на краткую экскурсию. Суздаль – это ведь город памятник, и потому по какой бы ты улице не прошел, есть, что посмотреть. Мы прошлись по торговой площади, а еще по небольшому скверику за колокольней стоящей на самой площади. Посмотрели тут различные сувениры и полезные маленькие вещички. После чего сходили на раскопки. Так же нам рассказали, как проходят поиски различных древностей, и, как оказалось, это достаточно занятно.
После мы вернулись в автобус, купив мороженного и лимонада, и поехали в Иваново. Через десять минут, глядя на уже заснувших своих товарищей-туристов, невольно вспоминаешь, сколько всего ты пережил рядом с ними за эти десять дней. Понимаешь, что все мы – одиннадцать человек – работали как единый организм, и каждый зависел друг от друга. Под такие мысли я заснул…